История Урала Поздний железный век. Формирование народов Урала (III в. н.э.— начало II тыс. н.э.) Формирование народов Урала во II тыс. н. э.

Формирование народов Урала во II тыс. н. э.

Культура ранних башкир

Башкирский этнос начинает формироваться в Приаралье в IX—X вв., затем смешивается с населением Южного Урала (угорским и ираноязычным). Территория дальнейшего формирования башкирской народности («баджгарт» или «башкурт») включала бассейны рек Белой, Уфы, Демы, Уя, Миасса, Юрюзани, Яика (Урала). В XI—XV вв. сюда проникает тюркоязычное население, известное под названием кимаки и кипчаки. Археологами раскопаны курганы с каменными насыпями, оставленные этим пришлым населением.
Основу хозяйства ранних башкир составляло скотоводство. У южных башкир оно было связано с длительным кочеванием. Они жили в юртах, питались мясом и молоком. Северные башкиры (северная лесостепь) переходят к пастушескому скотоводству и охоте.
Скот находился в частной собственности отдельных семей, происходило выделение наиболее зажиточных из них. Особенно увеличивала свои богатства родо-племенная знать. Началось разложение родового строя, особенно усилившееся в результате проникновения из Волжской Булгарии мусульманства, формируются феодальные отношения. В XIII в. башкиры вошли в состав Золотой Орды, а в XV — в Казанское и Сибирское ханства и Ногайскую орду. В XVI в.— приняли подданство Русского государства.

Бронзовые культовые пластины из деревни Пешковой Пермской области

Бронзовые культовые пластины из д. Пешковой Пермской обл.

 

Культура предков удмуртов

Формирование культуры древних удмуртов происходит в результате смешения финно-пермских и угорских или угро-самодийских народов
в IX в. н. э. Жили предки удмуртов в наземных срубных домах с очагами в центре.
Среди разных занятий населения преобладало пашенное земледелие. Высокого уровня достигло развитие металлургии, кузнечного, косторезного, ювелирного ремесла. Раскопками исследованы городища — протогорода богатырей Идны, Донды, Гурья. Все они расположены на высоких мысах и ограждены рвами и валами. Главным из них, видимо, был Иднакар — сильно укрепленный ремесленный, торговый и административный центр. В Иднакаре собрана коллекция уникальных костяных вещей со скульптурными изображениями животных.

Культура предков коми-пермяков

В  Верхнем Прикамье исследовано Роданово городище,  по которому и названа родановская культура предков коми-пермяков (IX—XV вв.). Выделенная по археологическим объек-
там (свыше 400 поселений и могильников) территория ее совпадает с границами Перми Великой, описанной в житии Стефана Пермского. Поселения располагались на берегах рек (городища на более высоких, чем селища). Бревенчатые дома имели одно- или двускатную крышу и вместе с придомным участком иногда окружались оградой.
Главное занятие коми-пермяков — пашенное земледелие (на их территории найдены железные ральники, лемехи плугов, серпы, жернова из камня). У племени родановской культуры были развиты кузнечное дело, обработка кости, дерева, кож. Они также разводили скот, ловили сетями рыбу, охотились на пушного зверя.
Одним из торговых и ремесленных центров было городище Анюшкар. Расположенное на высоком и широком мысу одного из притоков Камы и укрепленное валом, оно служило местом укрытия и защиты местного населения. На городище располагались бревенчатые дома с двускатной крышей, домницы для варки железа, кузницы, многочисленные бронзолитейные печи, мастерские. Найдено и место, где жители городища проводили обряды, направленные на получение хорошего урожая, богатого приплода от скота, удачной охоты. Сохранился очаг с обломками жерновов, обгоревшими зернами и медным идолом, черепа и кости животных, уложенные в специальном порядке.
Древние коми-пермяки торговали с предками удмуртов, башкирским и угорским населением, Волжской Булгарией, Северной Русью. С XI—XII вв. на территории коми-пермяков начинают селиться русские, с приходом которых распространяется христианство.

Культура предков коми-зырян

В Северном Приуралье складывается вымская культура, в которой много сходного с традиционной культурой коми-зырян. Она сформировалась на местной основе при участии прибалтийских финнов, славян и, возможно, угров, самодийцев.
Населившие берега р. Вычегды и ее притоков предки коми-зырян вели комплексное хозяйство: занимались охотой, рыболовством, земледелием, скотоводством. Активно велась торговля с Волжской Булгарией, Северной Русью, Прикамьем. В обмен на пушнину в Приуралье поступали украшения из бронзы и серебра, металлическая посуда, замки. Были развиты металлургия, металлообработка, столярное, косторезное, кожевенное и ткацкое производства. Происходит имущественное и социальное расслоение общества, особенно быстро богатеют люди, связанные с торговлей мехами.

Культура предков манси

В Зауралье в X—XIII вв. существовала юдинская культура предков манси. На Юдинском городище, представлявшем   собой   круглый   холм, окруженный рвом и валом, удалось восстановить конструкцию вала. Он состоял из деревянных клетей, заполненных песком и частоколом. На городище найдены керамика, кости животных, орудия из бронзы и железа, глиняные фигурки людей. Почти все поселения были укреплены, на них располагались срубные (зимние) и шатровые (летние) дома. Основным занятием были скотоводство, охота и рыболовство. На Андрюшином городище под Тюменью в жилищах были найдены кости животных и рыбья чешуя.

Приобъе

Район с III в. н. э входил в состав Обь-Иртышской археологической общности, просуществовавшей до середины II тыс. н. э. Эта общность — предки угров и самодийцев, но установить более точно истоки конкретных современных народов на этой территории пока невозможно.

Начало II тыс. н. э.— время формирования современных народов Урала.