История Урала Продвижение русских на Урал в XI — середине XVI в Документы и материалы № 1. Историк В. А. Оборин о формировании народов Урала

№ 1. Историк В. А. Оборин о формировании народов Урала

На четвертом этапе (IX—XV вв.) происходит консолидация устойчивых этнических обшностей в виде союзов племен, развивающихся в народности раннефеодального типа. Этот процесс не был завершен, поскольку не был завершен переход от первобытного общества к классовому. В это же время складываются этнические группы, не входившие в состав народностей.
В южной части Среднего Урала по рекам Белой, Уфе, Деме, Сакмаре, Большому Ику, Яику (Уралу), Ую, Миассу, Аю, Юрюзани складывается башкирская народность со своим самоназванием — «баджгард», «башкурт». Она была разделена на две части — приуральскую и зауральскую. В XI—XV вв. в состав башкир вливались новые массы тюркоязычного, главным образом, кыпчакского населения. Продолжался процесс ассимиляции башкирами местного финно-угорского и сармато-аланского населения.
В среднем и верхнем течении р. Вятки и по ее притоку р. Чепце выявлено более 200 памятников чепецкой культуры IX—XV вв., принадлежащих предкам северных удмуртов — группе племен калмез. В последние годы обнаружены и памятники южных удмуртов — чумойтлинской культуры — по правобережью Камы и кочергинской — на Нижней и Средней Вятке. В XIV—XV вв. происходит сближение обеих групп, и русские источники знают их как этнически единое целое «отяки», или «вотяки», выделяя позднее «арских людей», памятники которых обнаружены в междуречье Средней Волги и низовьев Вятки. По нашим расчетам, численность удмуртов к XVI в. не превышала 3,5—4 тыс.

В нижнем и среднем течении р. Чусовой, по ее притоку Сылве и на Тулве известно более 40 памятников сылвенской культуры IX — XV вв., сформировавшейся на основе неволинской и сохранившей традиции пришлого зауральского населения. В лесостепном Зауралье — по Пышме, Исети, Тоболу и Ишиму обнаружено более 30 сходных памятников. Это тюркизированное смешанное пермское и угорское население в Прикамье имело много общего с культурой северных башкир, откуда и шел приток тюркского населения.

В Верхнем Прикамье от оз. Чусовского на севере до р. Чусовой на юге по Каме и ее притокам жили предки коми-пермяков, оставившие более 300 памятников родановской культуры IX — XV вв., сложившейся на основе ломоватовской. По нашим расчетам, численность их составляла не менее 4,5 тыс. человек. В русских письменных источниках они назывались этнонимом «пермяк», по занимаемой ими территории «Перми Великой», на которой преобладает коми-пермяцкая топонимика. В родановской культуре выявлены два крупных варианта — северный и южный, территории которых совпадают с распространением двух диалектов коми-пермяцкого языка и двух коми-пермяцких преданий о Кудым-Оше (южный) и о Пере-богатыре (северный), выделяются также две обособленные группы — язьвинская (в результате переселения в XII — XIII вв. с. Колвы) и верхнекамская — зюздинская, составлявшая одно из родановских племен.

В лесном Зауралье по рекам Туре, Тавде, Лозьве и по их притокам выявлены памятники юдинской культуры X — XIII вв. (более 30) предков манси — «вогуличей» и памятники туралинского типа XIV — XV вв. предков сибирских татар. В северном — тавдинском — варианте юдинской культуры чувствуется влияние нижнеобской культуры хантов, а в южном — туринском — влияние культуры сибирских татар. В Сургутском Приобье обнаружены памятники угорского (хантыйского) населения...

К концу четвертого этапа эти народности заняли примерно ту же территорию, на которой они проживают и в настоящее время. Наибольшую численность к XVI в. имели народы Приуралья — башкиры, коми-пермяки и удмурты и меньшую — племена Зауралья — манси, ханты и сибирские татары...

Русская колонизация не нарушила традиционных направлений миграций местного населения. В ходе их продолжались процессы этнической консолидации. Коми-пермяки, в результате переселения на более компактную территорию по Косе и Иньве с их притоками и ассимиляции мигрировавшего в эти же районы коми-зырянского и удмуртского населения, сформировали основное ядро народности, которая до сих пор занимает эту же территорию. Во второй половине XVI в. продолжался процесс формирования удмуртской и башкирской народностей, сближение двух основных этнических групп (северных и южных) в результате миграций удмуртов и марийцев на Чепцу и с Чепцы на Каму, а башкир — из южных районов в северные. Происходило сближение их диалектов, антропологических типов, элементов материальной и духовной культуры, появление общих этнонимов для всей народности.

Миграции татарского, башкирского и марийского населения в Сылвенское и Тулвинское поречья привели к образованию значительных этнических групп-землячеств, оторванных от основной этнической территории, но сохранивших свое этническое своеобразие в окружении преобладавшего русского населения. То же происходило и с коми-зырянами, оседавшими на восточном склоне Урала, в окружении угорского и русского населения. Отход части угорского населения с западного склона Урала из районов русской колонизации на восточный склон способствовал его консолидации на более компактной территории, однако в меньшей степени, чем у населения с производящими формами хозяйства, поскольку сохранение охоты и рыболовства в качестве основы экономики вызывало необходимость рассредоточения.

В процессе совместного заселения и освоения Урала происходило взаимодействие хозяйства, культуры, быта и языка русского населения с нерусскими народностями и этническими группами, которое вело к взаимному обогащению их культур и языков.

См.: Оборин В. А. Заселение и освоение Урала в конце XI— начале XVIIвека. Иркутск, 1990, с. 45—47, 135—136.