История Урала Продвижение русских на Урал в XI — середине XVI в Документы и материалы № 2. Историк С.Г. Пархимович о переселении за Урал коми-зырян

№ 2. Историк С.Г. Пархимович о переселении за Урал коми-зырян

В начале нашего тысячелетия в Северном Приуралье, на территории, где проживала пермь вычегодская, резко увеличилась плотность населения. Это было вызвано естественным приростом местного населения и появлением значительного числа иноплеменных пришельцев. С юга вычегодских пермян потеснили родственные им камские пермяне (предки коми-пермяков), а с запада постепенно просачивались северорусские крестьяне, которые селились вместе с вычегодцами. Вероятно, и тех, и других переселенцев гнали нужда и голод, вызванные неурожайными годами наступавшего малого ледникового периода.
Очевидно, наступление небывалых холодов в Европе послужило толчком к пушному буму, охватившему многие европейские страны в начале II тысячелетия н. э. «Мягкое золото» северных приуральских лесов издавна славилось далеко за пределами края. Многие коми-охотники начали специализироваться на пушной охоте. Это приводило к оскудению местных охотничьих угодий, и добытчики пушнины уходили все дальше на север и восток.

Резервные территории были исчерпаны быстро. Поэтому охотники, обратили свои взоры на восток, за Каменный Пояс, где в бескрайних лесах водилось изрядное количество ценных зверьков. Никто не знает точно, когда были проложены первые охотничьи тропы за Камень, но, надо полагать, это случилось не позднее XI века, когда состоялись первые известные нам из летописей походы новгородцев в Югру. К тому времени коми уже хорошо знали тайные тропы в нижнеобскую тайгу.

Жившие испокон веков по соседству предки нынешних коми-зырян, манси и ханты постоянно общались друг с другом. Их контакты выражались в торговле, брачных связях. Случались между ними и военные столкновения. Переселение за Урал отдельных групп вычегодских пермян, естественно, сделало эти контакты более тесными. В результате происходило взаимообогащение культур соседних народов. Ханты и манси перенимали у коми полезные для себя достижения их традиционной культуры. Следы многих заимствований сохранились до наших дней в языке ханты и манси. Ученые насчитали около четырехсот таких заимствований, причем отмечено, что значительная часть слов коми-происхождения попала в языки ханты и манси в ранний период — с X по XV века. Среди заимствованных коми слов встречаются, например, такие, как нянь хлелузан — «охотничья накидка», саран хон — «зырянская лодка», кола — «срубная избушка» и т. д.
Еще в XIX веке российские ученые обратили внимание на то, что на исконно угорской территории Нижнего Приобья и восточных склонах Уральских гор имеется множество географических названий (топонимов) коми происхождения.

См.: Очерки истории Коды. Екатеринбург, 1995, с. 65—66.